"Страх можно побороть только страхом. Страх – обоюдоострое оружие." Андрей Суздальцев
http://politoboz.com/content/pisma-izdaleka-pismo-iii-strah
http://afn.by/news/i/174374
http://afn.by/news/i/174374
Письма издалека: Письмо III. Страх
«Страх прилипчивее чумы» (Николай Гоголь)
Главным инструментом проведения политических и административных мероприятий властей в рамках авторитарного режима является страх. Именно страх парализует волю, «наклоняемых» на бесконечных совещаниях высших сановников режима, страх загоняет в строй силовиков, страх фальсифицирует итоги выборов.
Боятся все – начиная от главы государства и заканчивая простым пенсионером (вдруг пенсию «срежут»). Естественно, страхи президента не идут ни в какое сравнение со страхами представителя силовых ведомств, где с одной стороны боятся прогневить начальство, а с другой стороны ждут обязательной расплаты в случае смены политического режима.
Буквально всего боятся чиновники - от обвинений в коррупции и содействия бизнесу до неумолимо надвигающейся кадровой чистки. Поэтому прячут о себе всю информацию, которая может привлечь внимание начальства и спецслужб, включая финансовую. Особо опасаются раскрытия каких-либо связей с Россией (родственники, место учебы и т.д.).
Страхи на уровне местного администратора, директора школы, проректора, коменданта общежития или простого учителя, подделывающего статистику на выборах, заместителей по идеологии, редакторов официальных СМИ и журналистов – пропагандистов, рядовых милиционеров и т.д., безусловно, менее значимые и парализующие, чем у высшей номенклатуры. Далеко не все из этих людей являются ярыми сторонниками А. Лукашенко, но они не только мирятся с режимом, но и готовы его защищать, так как стабильность власти у них ассоциируется со стабильностью их скромного социального статуса и материального обеспечения.
С одной стороны, понимание, что другого, более доходного и представительного места в их жизни уже не будет, а с другой стороны, страх попасть под немилость начальства или очередную чистку/сокращение делает из этого мелкого чиновничества и должностных лиц послушных и даже инициативных функционеров. Именно с этими людьми - представителями авторитарного режима, и приходится в первую очередь сталкиваться населению и практически каждому простому человеку.
Авторитаризм не может существовать без ущемления прав человека и гражданских свобод, без определенного уровня насилия, репрессий или угрозы их применения. Именно низший слой белорусской номенклатуры и силовиков и обеспечивают населению с одной стороны обстановку постоянной угрозы и неотвратимости наказания, а с другой стороны, при помощи мощного пропагандистского аппарата, что традиционно для авторитарного режима, создают у народа целый спектр настроений – от ощущения неотвратимости происходящего до восторженного отношения к окружающей действительности («завтра будет лучше, чем вчера»).
Без простых функционеров авторитарный режим существовать не может. Можно сказать, что на самом деле именно на конкретном коменданте общежития, пишущем доносы в КГБ заместителе по идеологии, загоняющем студентов на избирательный участок, проректоре и т.д. как раз и держится авторитарный режим. Именно эти люди и обеспечивают все новые и новые, бесконечные, президентские сроки А. Лукашенко, прикрывают все преступления режима и их, в первую очередь, и опасается население, видя в представителях А. Лукашенко на местах безумный в своей жестокости репрессивный режим.
Боятся ли эти люди будущего?
Безусловно. Но большей частью они считают, что при смене режима про них или забудут или новые власти воспользуются их опытом. На случай претензий к ним у низшего слоя номенклатуры сформирован целый комплекс аргументов: «приказ», «а что оставалось делать», «или я или меня», «мы – люди маленькие» и т.д. Однако это иллюзия, что данные «аргументы» сработают…
Во-первых, уверенность, что в случае политического кризиса и смены власти за все будет отвечать только А. Лукашенко, порождает стойкую привычку к безнаказанности. Именно местные функционеры являются исполнителями самых грязных, абсурдных и страшных указаний властей, забывая, что, в общем-то, в реальности тот же А. Лукашенко силой их не заставляет идти на преступление. Всегда можно уйти, к примеру, в отставку…
Во-вторых, события в Киргизии, где после переворота апреля 2010 г. началась настоящая охота за аппаратом свергнутого президента Курманбека Бакиева, непрерывная череда арестов в Грузии, где представители режима М. Саакашвили подвергаются ничем не прикрытым репрессиям (причем, нет нужды доказывать, что идейно сторонники Б. Иванишвили не очень отличаются от команды М. Саакашвили), косвенно подтверждают уже не раз высказанную мысль о том, что вряд ли в Беларуси новые власти вдруг объявят всеобщее прощение и амнистию. В этом случае их мигом объявят последователями «кровавого режима Лукашенко» (в эмоциональных оценках от журналистов, большая часть которых ныне восхваляет правящий режим, недостатка не будет).
Наблюдая за возможными кандидатами на пост главы постлукашенковской Беларуси, приходишь к выводу, что пощады не будет никому… Не спасет ни статус пенсионера, ни больничные, ни заготовленные зарубежные паспорта и заранее купленная за границей недвижимость. Кроме того, не стоит забывать, что и действующая власть, словно раненый зверь в клетке, не спускает глаз с номенклатуры и силовиков, постоянно ища доказательство того, что и этот, да и тот уже все приготовил, чтобы вовремя унести ноги. За эту готовность «свалить» карают немилосердно.
Люди больны страхом, работают под страхом, ложатся спать со страхом, со страхом и просыпаются.
Глобальный страх …
Простому человеку еще сложнее. Ему некуда «сваливать», у него семья, дети, больная теща и старики родители. Его детей загоняют в школе в БРСМ, его самого буквально конвоируют на избирательный участок, за ним следят и его слова фиксируются. Он боится всех: начальника, преподавателя в вузе, учителя его детей в школе, так как дети имеют манеру пересказывать в школе то, о чем дома говорят родители, участкового и т.д.
Все эти страхи накладываются на традиции глобального воровства. Воруют практически все и отличаются только объемом воровства. На селе воруют урожай, дизельное топливо, семена, лес, удобрения, молоко. Сельская аристократия ворует деньги, запчасти, занимается приписками. С заводов несут буквально все, что попадается под руку: от гвоздя до готовой продукции… Силовики «крышуют» целые отрасли, крупные сделки и т.д. «Криминальную лестницу» можно продолжить вплоть до белорусских олигархов, наживших капиталы на российском сырье, рынке и энергоносителях. Страна победившей глобальной коррупции и слившегося с режимом криминала.
Внимательный белорусский читатель в данном месте обязательно воскликнет от обиды: «А как в России, а если сравнить, а там –то…!» и будет не прав. Дело в том, что в той же России об этой страшной проблеме не просто говорят, а буквально кричат и не только на площадях, но и с телеэкрана и страниц газет. Это объявленная болезнь. Другой вопрос, как эту болезнь лечат…
В Беларуси эту болезнь никогда не признает власть. Сквозь зубы, показывая пальцем на Россию, может признать оппозиция. Умолчит, опять оглядываясь на Россию, население. Будут говорить только о конкретном губернаторе, главе местной администрации, руководителе хозяйства и директоре предприятия. Понятно, что тяжело осознать, что живешь в глубоко криминальном обществе, когда тебя приучили искать соринку в соседнем глазу… Очень хочется быть белыми и пушистыми. Но на этой чванливой привычке также паразитирует авторитарный режим.
Власть культивирует страх. Он ей выгоден. Не может быть и речи о глубоких структурных реформах, так как «посмотрите на Россию, что там реформаторы натворили». В тоже время, Беларусь, где ликвидированы почти все реальные льготы для населения и которая по нищете находится в тройке самых бедных стран Европы, продолжает объявляться «социальным государством». Автор этих строк обратил внимание на то, что граждане Беларуси в этом уверены и когда, к примеру, они узнают о сумме российского «материнского капитала» для семей, где рождается второй ребенок, то просто отказываются в этот факт верить: «Этого не может быть, тем более в России».
Люди, выстраиваясь в 2011 году в очереди за сахаром, разметая с прилавков мясо и дешевое молоко, как правило, терялись от присутствия видеокамер, понимая, что какие страшные «картинки» из «процветающей Беларуси» они создают. (http://www.youtube.com/watch?v=H4fuoPsQgYo; http://www.youtube.com/watch?v=c_MvciwGHwQ). Поражало то, что некоторые женщины кричали в объектив: «Не снимайте, у нас все хорошо, у нас лучше всех!» (к примеру, http://www.youtube.com/watch?v=qMuMukuKB2U)… Эти люди по-своему правы. Ведь почти два десятилетия их убеждали, что они самые работящие, самые умные, самые рачительные хозяева, от них зависят огромные соседние страны и к голосу их руководителя прислушивается весь мир. А вот у соседей мрак, нищета, голод и холод. Так что им все завидуют.
В реальности оказалось, что не завидуют, а жалеют, а иногда и посмеиваются. И это тоже страшно, так как впереди все равно маячат собственные, уже белорусские «90-е годы», так как никуда не уйти от реформ, от частичной деиндустриализации и связанной с ней нищеты и безработицы.
В свое время белорусские власти с упоением демонстрировали кадры обманутых российских вкладчиков в строительство квартир, но со временем получили своих не менее несчастных и обманутых. Издевались над жертвами российских финансовых пирамид, а в итоге получили свои «пирамиды». Рассказывали о безработице в России и Украине - получили более миллиона выехавших на работу за рубеж белорусов и т.д. И так подряд и во всем… Уже и гастарбайтеры в устах властей стали «белорусскими специалистами», что однако не мешает этим «специалистам» пьянствовать в десятках поездов, курсирующих день и ночь между Россией и Беларусью.
Печально, но все это есть! И в этом немалая часть населения боится признаться уже самим себе. По традиции, ищут виновных в лице соседей… Между тем, в этой раздвоенности и находит себе опору авторитарный режим. Он ведь буквально нашептывает: «Ничего, потерпите, мы все равно лучше всех, все не в ногу…». Национализм – главная основа белорусского авторитаризма.
Как с этим бороться?
Страх можно побороть только страхом. Страх – обоюдоострое оружие. Нагоняют волну страха только те, кто сам боится до смерти ответственности за содеянное. Это оружие необходимо использовать против тех, кто столь мастерски им владел последние 18 лет. Поэтому, когда студенту говорят, что если он не пойдет на выборы, то его выселят из общежития, то не очень трудно сделать так, чтобы столь ретивый комендант/организатор/проректор вдруг понял, что его имя уже зафиксировано в длинном списке лиц, замешанных в поддержке пока правящего режима. Все равно рано или поздно эта власть падет, так что еще не известно, кто кого выселит или лишит работы, а то и пенсии… Примеры Грузии и Киргизии весьма показательны.
Стоит напомнить, сколь тяжело переживала милиция появление в Интернете фотографий своих «героев», что отлавливали хлопающих людей на летних 2011 года улицах Минска. Это во многом говорящий факт – силовики готовы отстаивать по их понятиям легитимную власть, но исключительно анонимно и желательно в масках. Они все жутко боятся информации о себе. Так что эту информацию надо собирать и копить. Делать это гласно и негласно, но системно и неотвратимо…
Несколько лет назад автор этих строк наблюдал оппозиционный митинг на минской площади Бангалор. Был январь. Холод. К расчищенной от снега площадке в центре парка вела единственная тропа. Люди шли на митинг гуськом. В самом начале тропы пристроился работник КГБ с видеокамерой. Он непринужденно и деловито буквально в лицо снимал всех идущих на митинг людей. Мне было интересно – кто-нибудь возмутится? Кто-нибудь вырвет у него камеру, надает по шее этому наглецу. Никто это не сделал. Все покорно, как в концлагере, шли на объектив, позволяя себя фиксировать для очередного досье. В России так бы открыто снимать не рискнули… В Беларуси пока можно все. Вот как только эта безнаказанность исчезнет, исчезнет и режим А. Лукашенко.
Для этого надо немного. Просто открыто или скрытно, косвенно (в зависимости от обстоятельств) дать понять ближайшему от вас ретивому лукашисту, что его усилия не пропадут даром и рано или поздно ему придется ответить, так как Лукашенко относительно далеко, а его надменное и уверенное в себе лицо рядом и для Вас именно он тот самый Лукашенко, которого Вы долгие годы проклинаете в курилке днем и на кухне вечером. Именно этот местный «кум» реально отвечает за ситуацию в стране, так как именно на таких и опирается режим А. Лукашенко. Вы поразитесь ответной реакции.
Зимой 2005-2006 года автор этих строк вдруг обнаружил в ста метрах от своего дома пикет в поддержку А. Лукашенко. Шла предвыборная кампания. У щита скучали две женщины, похлопывая перчатками. Люди, завидя агитаторов, обходили их заранее по соседним, припорошенным снегом, дорожкам.
Но мне, конечно, ну ни как нельзя было не подойти, не посмотреть плакат, в очередной раз не почитать программу белорусского президента. Пикетчицы, завидя потенциального «избирателя», как-то жиденько затянули «песню» о неутомимом и безгрешном герое… Все это было противно и жутко, словно пахнуло 1950-ми годами. Пришлось, сказать, поглядывая на небо: «Темнеет, шли бы вы отсюда, девушки, а то мало ли что с плакатом будет, да и с вами…». Через пять минут пикет словно ветром сдуло…
Власть труслива, так как знает, что никто за нее, когда реально «прижмет», на баррикады не полезет, на улицу не выйдет, на площадь не побежит. Сдует всех словно куриное перо…
Но собирать информацию о приспешниках режима все-таки мало. Надо и еще кое-что делать. Не спеша, не подставляя себя и своих близких, но твердо и постоянно, а главное, не боясь за себя, а опасаясь за будущее своей страны…
Продолжение следует...
Андрей Суздальцев, Москва, 18/11/2012, Politoboz.com