4/28/2007

Моя твоя не понимай

Каждый день
Блог Александра Бречека
Апрель 27, 2007

«Между Польшей и Россией нет места для других государств».П.Чаадаев, русский философ и публицист, XIX век.
«Почему необходимо как можно быстрее создавать Союзное государство, крепить делом союз с Белоруссией? Потому, что если этого не делать, то через несколько лет возникнет непреодолимое препятствие: россияне и белорусы перестанут понимать друг-друга, они будут думать по-разному, вторые, что не исключено, по-польски…»А.Фадеев, «Польская традиция на белорусской почве», ХХI век.
Tempora mutantur et nos mutamur in illis, - говорили древние. И были неправы. Времена, конечно, меняются, но только совсем не факт, что вместе с ними меняются и люди. Ну что, собственно, изменилось в массовом российском политическом сознании по крайней мере за последние двести лет? Судя по этим двум высказываниям, вынесенных мною в эпиграф, ровным счетом ничего. А ведь расстояние во времени между ними почти в два века. Я думаю, что всему виной коллективный гипноз. Если ежедневно на протяжении целых столетий внушать целому народу, что чего-то на свете «не может быть, потому, что не может быть никогда», то верить в эту «аксиому» начинают даже новорожденные дети. Ну кого из россиян после Карамзина, Чаадаева и еще доброй сотни русских историков и философов можно убедить в том, что в промежутке между Польшей и Россией возможно появление еще какого-то непонятного государственного образования, Республики Беларусь, например, если это «невозможно» в принципе? Когда Советский Союз развалился, то многим показалось, что все это несерьезно, пусть, мол, поиграют «младшие братья» несколько лет в детскую игру под названием «незалежнасць», а там и «союзное государство» подоспеет…
Не подоспело. Пока, во всяком случае. Мало того, белорусы в собственном доме, как оказалось, совсем неплохо себя чувствуют и воссоединяться с Россией нисколько не желают. Факт для среднестатистического россиянина совершенно непонятный. Но какое-то объяснение этому историческому недоразумению должно же быть? Попытки осмыслить и как-то интерпретировать этот феномен в российских СМИ происходят периодически, но ни одна из них не предполагает даже самой возможности существования в белорусах таких качеств, как стремление к собственной государственности или тем более наличия в нас просыпающегося национального самосознания. Чаще всего все списывается или на несговорчивость коррумпированной белорусской номенклатуры, или же на специфическое влияние на Беларусь извне, то есть со стороны Запада. Очень характерной в этом отношении является и заинтересовавшая меня статья А.Фадеева, опубликованная в начале этого года на интеренет-портале «Русская цивилизация». По-моему, мысли, изложенные в ней, заслуживают внимания хотя бы вследствие своей «оригинальности».
Если верить автору, то в сложившейся в Беларуси ситуации «виновата», естественно …Польша. Вернее ее «мягкая идеологическая и культурная экспансия» на нашу территорию. Трудно это представить, но оказывается, что своеобразной точкой отсчета начала новейшей польской экспансии в Беларусь стал 1994 год, когда президентом Беларуси был избран А.Лукашенко. Именно тогда, считает А.Фадеев, в Польше были созданы по-настоящему «комфортные условия для представителей белорусской политической оппозиции, включая их обучение, создание политических центров, предоставление возможностей для тиражирования работ и пропаганды идей посредством польских СМИ на территорию Белоруссии». Но это было только начало. Польское влияние на Беларусь оказалось настолько сильным, что полностью подчинило волю и самого А.Лукашенко, даже если он об этом и не подозревает. Автор статьи «со всей очевидностью выяснил» что президент Беларуси на самом деле является приверженцем и прямым продолжателем политической доктрины «этатизма» Юзефа Пилсудского, первого главы возрожденной Польши начала ХХ века. А.Фадеев находит сходство А.Лукашенко с маршалом Пилсудским практически во всем, а его политику сравнивает с режимом польской «санации», периода Второй Речи Посполитой (1926-1939 гг). По мнению автора даже конституционное устройство современной Беларуси полностью «позаимствовано» у довоенной Польши первой половины ХХ века, когда центральное место в управлении государством принадлежало президенту, «наделенному статусом руководителя правительства, вооруженных сил, судов, государственного контроля, а также обеих палат парламента».
Аналогии с Польшей времен правления Пилсудского на этом не заканчиваются. В Беларуси, как и в Польше той поры президент назначает часть верхней палаты – «сената» и всех членов правительства, права парламентариев ограничены в пользу исполнительной власти, политические партии лишены права выдвигать своих кандидатов в депутаты, а избирательные нормы практически неотличимы. В центре внимания Пилсудского, его внутренней политики, как это происходит и у нас, стояла пропаганда спорта, забота о крестьянстве и сельской молодежи, массовое строительство дешевого жилья для населения… Почему же Беларусь вольно или невольно так «копирует» довоенную Польшу? А.Фадеев находит ответ и на этот вопрос. Всему виной, считает он, исторически «укоренившиеся» в белорусах польская традиция и польский взгляд на историю и современное мироустройство. Вот так, не больше и не меньше. Польские веяния в современной Беларуси российский аналитик видит во всем - в кинематографе, литературе, театре, даже на бытовом уровне, когда «прослеживается много польских заимствований, начиная от номеров автомашин, элементов формы сотрудников правоохранительных служб и подачи рекламы, до одежды молодежи, убранства кафе и ресторанов».
А вот какие впечатления сложились у А.Фадеева от пребывания его в Минске и от общения непосредственно с белорусами. Он пишет: - «В современном Минске обязательно поймаешь себя на мысли, что твой собеседник, говоря по-русски, строит фразы и предложения, исходя из канонов и правил польской устной речи. Белорусским детям во множестве рассказывают польские сказки, которые почему-то считаются плодом отечественного народного творчества. Кстати, самую популярную из них – «Как крестьянин зайцев у пана пас» - хорошо бы в обязательном порядке изучить российским дипломатам, работающим с РБ, с тем, чтобы хоть немного понять политику нынешнего белорусского президента, явно воспринявшему заложенные в ней элементы народной мудрости (или крестьянской хитрости?) поляков». Еще автору статьи показалось, что даже представители белорусской власти, которые хотя и учились в советских вузах и школах, где-то на уровне подсознания предпочитают заимствовать опыт государственного строительства не России, а Польши. Вплоть до военной доктрины.
Какой из всего этого напрашивается вывод? Лично для меня ничего неожиданного. Получается так - как только в Беларуси ослабевает или вовсе прекращается российское влияние, то на его месте немедленно возникает влияние польское, а в белорусах тут же «просыпается» некий внутренний «польский код», который и начинает диктовать нам наши предпочтения, привычки и правила поведения. И даже мировосприятие у нас автоматически становится польским, что не способствует взаимопониманию с россиянами. И вот, чтобы мы окончательно не «ополячились» и не стали, не дай Бог, еще и думать по-польски, необходимо побыстрее создавать «союзное государство»… В общем, логика проста как огурец – белорус может быть только или русским, или поляком, потому как ни тем и ни другим, а самим собой, он не может быть по определению. Одним словом, «польские сказки» маленьких белорусов ничему хорошему не научат. Воспитанный на этих сказках человек может стать разве что Пилсудским… Вот когда ребенок вырастет, слушая исключительно русские сказки, тогда… Не буду фантазировать, что может случится тогда. Всякое бывало.
А вообще-то, сравнение А.Лукашенко с Ю.Пилсудским для россиянина занятие очень рискованное. В чем-то оба режима действительно похожи, но если продолжить аналогии, то так можно дойти и до «Битвы за Варшаву», или как ее называют поляки – «Чудо на Висле» (Cud nad Wisłą), когда маршал Пилсудский в августе 1920 года наголову разгромил намного превосходящую по силе Красную Армию… Только зачем государственное устройство нынешней Беларуси надо обязательно сравнивать с довоенной Польшей? По-моему, государства такого типа, где бы они и когда не существовали - все на одно лицо, будь то в Европе, Азии или Латинской Америке. Не согласен я и с утверждением, что «без союзного государства» в будущем «россияне и белорусы перестанут понимать друг-друга, они будут думать по-разному». Мне кажется, что «думать по-разному» и «понимать друг друга» - это не одно и то же. И с какой стати белорусы и россияне обязательно должны думать одинаково? У нас разная история, разные условия существования, разная мотивация…Нет ничего удивительного и в том, что у белорусов с поляками и литовцами так много общего. Мы столько веков жили вместе, в одном государстве, и наша кровь так перемешана, что было бы странно, если бы это было не так.
Кстати сказать, у белорусов с поляками и литовцами в прошлом случались и такие моменты, за которые не стыдно. Буквально через несколько дней наши польские и литовские соседи будут отмечать одно из подобных событий. Я имею в виду национальный праздник Польши (Речи Посполитой) – День Конституции 3 мая 1791 года. Это была вторая Конституция в мире (после Соединенных Штатов – 1787 г) и первая в Европе. Даже во Франции Конституцию приняли на полгода позже. При всех ее недостатках впервые на нашем континенте на государственном уровне был реализован принцип разделения властей, провозглашены гражданские свободы, мещане получили право неприкосновенности личности, право занимать административные, судебные и духовные должности, право выступать в качестве адвокатов в судах всех инстанций, право на получение офицерских чинов и т. п. В соответствии с положениями Конституции регулировались вопросы купли-продажи земли, кроме того государство брало под охрану соблюдение договоров между помещиками и их крестьянами…К сожалению, век у нашей Конституции был недолгий. Уже очень скоро российская императрица Екатерина II двинула сюда свои войска, всех победила, Конституцию отменила, а территорию нынешней Беларуси силой оружия присоединила к России. Не уверен правда, что белорусы после этого стали думать так же, как россияне. Но понимания прибавилось, это точно.