4/24/2006

препятствие на пути в ВТО

http://www.utro.ru/articles/2006/04/24/543176.shtml
До сих пор пока неясным для широкого круга российской общественности остаются причины вступления России во Всемирную торговую организацию. Особых плюсов что-то никто не называет, все больше последнее время минусов, и при этом наша страна еще туда даже не вступила. Переговоры идут настолько трудно и непредсказуемо , что вполне официальные лица с высокой трибуны и в беседах с журналистами начали говорить о том, что "не очень-то и хотелось" .
Основной тезис, сформировавшийся в последнее время, звучит, примерно, так: если нам будут ставить невыполнимые условия, Россия отложит вступление в ВТО на неопределенный срок. И вот в понедельник стало ясно, какое условие непреодолимой силы поставили перед РФ в ВТО. На заседании президиума фракции "Единая Россия" выступил глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков. Он и сообщил, что ради членства в ВТО Россия должна открыть свои финансовые рынки. Однако, по словам М.Медведкова, данное условие сильно смахивает на обстоятельство непреодолимой силы. Во всяком случае, для России. Впрочем, если бы только оно одно…
По словам высокопоставленного представителя МЭРТ, необходимо (и достаточно быстро) разрешить доступ американских сельскохозяйственных продуктов на российский рынок, чему, естественно противятся отечественные производители. Обсуждается также и проблема ввоза в страну всевозможных шифровальных средств. Понятно, что такое решение должно быть продумано самым тщательным образом, поскольку это действие "связано с безопасностью страны". Кроме того, в настоящее время с заметным скрипом обсуждается проблема снижения импортных тарифов на ввоз в страну импортной авиатехники.
Стоит напомнить, что тот же Максим Медведков не далее как 17 апреля заявил о том, что до сих пор существует техническая возможность завершить все переговоры по вступлению России в ВТО еще до конца 2006 года. Тогда, при успешном завершении всемирно-торговой эпопеи, Россия могла бы стать членом ВТО уже в марте 2007 года. Но не зря сказано, что возможность эта – чисто техническая. Медведков подчеркнул, что говорить с определенностью, когда Россия вступит в ВТО, сложно: "Остается очень немного вопросов, но все они важные".
Но вернемся к перспективам. Интересно же понять, чего ради Россия бьется в закрытые двери ВТО как рыба об лед. Некоторые непоименованные эксперты с самого высокого потолка называют сумму в $11 трлн (!), другие утверждают, что прибавка от ВТО составит где-то $8-10 млрд в год: сейчас даже "Газпром" заметно теряет от европейских ограничений. Была бы Россия в ВТО, эти "тормоза", говорят, можно было бы как-то там оспорить. Еще называют не вполне справедливые санкции в отношении продукции российского авиапрома.
О потерях, связанных с участием России в ВТО, особенно стараются не распространяться. Но вот один только пример: представители предприятий легкой промышленности России утверждают, что они понесут колоссальные убытки. "Как только Россия вступит в ВТО, все отечественные предприятия легкой промышленности "прогорят", - считает гендиректор ЗАО "Поминовская мануфактура" Виктор Громов. - Арифметика простая: зимой у нас не меньше минус двадцати, солярка и цены на электричество растут, а закупочные цены, например, на брюки остаются теми же -- $8-10 за штуку. Да еще и доллар падает. Так что соревноваться с Китаем или солнечной Турцией нам не удастся. За год в ВТО все и "сгинем". Жаль только, что никого это не волнует".
Тем временем, по словам М.Медведкова, кроме проблемы открытости финансовых рынков, существуют вопросы, связанные с объемом государственной поддержки сельского хозяйства России, с тарифами на некоторые виды продовольствия, инвестиционными соглашениями в автомобильной промышленности и много еще чего. А там уже и Украина ждет, потирая руки, когда же ее заокеанские патроны пропустят вперед России в это ВТО, чтобы всласть расплатиться и за газ , и за маяки , и за Тузлу с запрещенным к продаже в России украинско-польским мясом.